ЕГЭ по русскому языку: задание A3

"Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова" - на ЕГЭ 2018 по русскому языку в задании A3 проверяются морфологические нормы, то есть правила употребления форм слова.

Ключом к выполнению данного задания является то, что большинство ошибок, допускаемых в задании A3, являются однотипными. Вот их перечень с подробным разбором каждой из них:

  1. Образование сравнительных степеней прилагательных. Существует два варианта:
    • Использование наречия или прилагательного (более красивый, самый красивый)
    • Использование суффиксов (красивее, красивейший)
    Употребление суффикса и наречия одновременно - грубая ошибка (более красивее, самый красивейший).
  2. Правописание числительных. Нужно запомнить следующее:
    • При склонении сложных числительных (одно слово, два корня) изменяются обе части (о пятистах учениках, без пятисот учеников)
    • При склонении составных числительных (два и более слов) изменяются все слова (о шести тысячах пятидесяти двух учениках, без шести тысяч пятидесяти двух учеников)
    • При склонении дробных числительных целая часть изменяется как обычное числительное, а дробная - как прилагательное во мн.ч. (о двух пятых, двумя пятыми)
    • При склонении числительных "полтора" и "полтораста" существуют только две формы: полтора (полторы)/полтораста и полутора/полутораста (полторы цистерны, о полутора цистернах)
    • При склонении числительных "сорок", "девяносто", "сто" существуют только две формы: сорок/девяносто/сто и сорока/девяноста/ста (девяноста людям, о ста учениках)
    • Собирательные числительные ("двое", "трое", ..., "семеро") употребляются только:
      • С лицами мужского и общего рода (двое солдат, трое молодцов)
      • С существительными, не имеющими формы ед.ч. (четверо брюк, пятеро ножниц)
      • Со словами "лицо", "люди", "ребята" (шестеро лиц, семеро ребят)
      • С парными предметами (двое перчаток, трое носков)
      • С местоимениями "мы", "вы", "они" (нас четверо, их пятеро)
      • С названиями детенышей животных (шестеро зайчат, семеро козлят)
      Употребление этих числительных с лицами женского рода или взрослыми особями животных является ошибкой (двое бабушек, трое собак)
    • Собирательные числительные ("оба", "обе") употребляются в соответствии со своим родом:
      • Числительное "оба" (обоих, обоим, обоими) употребляется с существительными мужского рода (оба офицера, обоих школьников)
      • Числительное "обе" (обеих, обеим, обеими) употребляется с существительными женского рода (обе девушки, обеих школьниц)
  3. Образование форм глагола. Нужно обратить особое внимание на:
    • Образование повелительного наклонения (ехать - поезжайте, лечь - лягте)
    • Употребление глаголов "класть" и "положить".
      • Глагол "класть" употребляется только без приставки (они клали, она кладет)
      • Глаголы с корнем "лож" употребляются только с приставкой (я положу, она выложит)
    • У глаголов "очутиться", "победить", "убедить", "чудить" нет формы 1 л. ед.ч. настоящего и будущего времени (я побежу, я убежу)
  4. Образование форм местоимений. Основные правила:
    • К личным местоимениям 3 л. (он, она, оно, они) прибавляется начальное Н после простых предлогов без, для, из, и т.д. и наречных предлогов Р.п. вокруг, мимо, позадинего, ради нее)
    • После наречных предлогов других падежей начальное Н не прибавляется (навстречу ему, подобно ей)
    • После сравнительных форм прилагательных и наречий начальное Н также не прибавляется (быстрее его, красивее ее)
    • Местоимение их не изменяется (хочу их машину, увидел ихний дом)
  5. Образование форм существительных. Необходимо знать, что:
    • Существительные м.р. 2 скл. с основой на твердый согласный в Р.п. мн.ч. имеют нулевое окончание, если обозначают:
      • Парные предметы (есть сапоги - нет сапог, есть перчатки - нет перчаток). Исключение! есть носки - нет носков
      • Национальность с основой на или (есть древляне - нет древлян, есть болгары - нет болгар)
      • Роды войск (есть гусары - нет гусар, есть солдаты - нет солдат). Исключение! есть саперы - нет саперов
      • Определенные единицы измерения (есть амперы - нет ампер, есть вольты - нет вольт). Исключение! есть граммы - нет граммов
    • Существительные ж.р. на на -ня и ср.р. на -це имеют нулевое окончание в Р.п. мн.ч. (есть кухня - нет кухонь, есть полотенце - нет полотенец). Исключение! нет болотцев, копытцев, кружевцев, поленцев
    • Заимствованные существительные на -ер, -тор и -сор во мн.ч. получают окончание () (инженер - инженеры, конструктор - конструкторы). Исключение! директора, профессора
    • Существитеьные, обозначающие названия овощей и фруктов, в основном в Р.п. мн.ч. имеют окончание -ов (много апельсинов, мало лимонов). Исключение! много яблок

Совет от Cognix: приведенного списка достаточно для выолнения задания A3, однако для более детального изучения русской морфологии Cognix рекомендует взять в руки учебник русского языка, например "Морфология: краткий теорентический курс для школьников" (внешняя ссылка).

Все эти и многие другие материалы для подготовки к ЕГЭ и ГИА вы найдете на странице нашей официальной группы ВКонтакте. Подписывайтесь и следите за обновлениями!