ЕГЭ по английскому: задания B11 – B16
"Прочитайте приведённый ниже текст. Образуйте от слов, напечатанных заглавными буквами в конце строк, обозначенных номерами В11 – B16, однокоренные слова так, чтобы они грамматически и лексически соответствовали содержанию текста. Заполните пропуски полученными словами. Каждый пропуск соответствует отдельному заданию из группы В11 – В16." - на ЕГЭ 2018 по английскому языку в заданиях B11 – B16 дается связный отрывок из художественного или публицистического текста с пропусками. Напротив каждого пропуска на полях напечатано слово. Требуется заполнить пропуски в тексте, образовав однокоренное слово от данного на полях таким образом, чтобы оно лексически и грамматически подходило в предложение. В этом задании проверяется владение способами словообразования. Стратегия выполнения этого задания:
- Бегло прочитайте весь рассказ, игнорируя пропуски. Цель – понять общее содержание текста и ход повествования, что впоследствии поможет при выборе лексических форм.
- Внимательно прочитайте первое предложение с пропуском, обратив особое внимание на то, что стоит до и после пропуска: есть ли предлоги до или после, артикль и т.д. Это поможет вам определить, какую часть речи (глагол, существительное, прилагательное или наречие) от вас требуется образовать.
- Вспомните суффиксы, характерные для данной части речи (например, для имени существительного -ment, -ness, -ism; для глагола -ise, -ify, -en; для имени прилагательного -ful, -ate, -ous; для наречия –ly).
- Не забудьте попробовать приставить приставки, если слово никак не подходит (чаще всего это отрицательные приставки disagree, impossible, illegal, inexpensive, unnecessary).
- Произнесите слово про себя – не режет ли оно вам слух в таком виде.
- Впишите слово в пропуск.
- Заполнив се пропуски, прочитайте текст, удостоверившись, что образованное вами слово подходит в каждом случае.
- Проверьте, все ли пропуски вы заполнили.
- Перенесите ваши ответы в Бланк ответов.
- Проверьте, правильно ли вы записали ваши ответы в Бланке.
Типичные ошибки экзаменуемых
Наиболее трудными для учащихся остаются видовременные личные формы глаголов: многие учащиеся не умеют анализировать контекст для определения времени, в котором происходило действие, последовательности описываемых действий и их характера. Часто учащиеся не владеют основными формами глагола, путают 2-ю и 3-ю форму и неверно образуют формы страдательного залога, даже если они сумели правильно определить необходимость именно этой формы в данном контексте. Некоторые ошибки были связаны с незнанием форм неправильных глаголов: вместо требуемой формы экзаменуемые образовывали глагольную форму по правилу образования для правильных глаголов с окончанием –ed (breaked вместо broke, sleeped вместо slept и т.д.).
Проблему для учащихся представляет форма страдательного залога в Past и Present Indefinite. Типичной ошибкой также является использование активной формы Past и Present Indefinite вместо пассивной формы (asked вместо was asked; invited вместо was invited), что может свидетельствовать:
- О невнимании к контексту, из которого следует, что лицо, обозначенное подлежащим, не совершает действие само, а подвергается действию;
- О непонимании разницы в употреблении пассивного и активного залогов.
Встречается также ошибочное употребление вместо Past и Present Indefinite Passive форм глаголов в Present или Past Perfect Active, Past или Present Continuous Active. Есть ошибки, вызванные незнанием того, как образуется форма Past Indefinite Passive, когда экзаменуемые вместо 3-ей формы глагола употребляли 2-ую (was wrote вместо was written).
Другая разновидность ошибок при образовании Past и Present Indefinite Passive связана с неправильным употреблением формы вспомогательного глагола to be (are printed вместо is printed). Эта же ошибка встречается в использовании глагола to be для образования видовременных форм группы Continuous и даже в простейшем случае его использования в качестве глагола-связки в сказуемом.
Использование неличных форм глагола (given, giving) вместо соответствующих личных форм говорит о том, что некоторые тестируемые не видят структуры предложения.
Обращают на себя внимание ошибки, вызванные непониманием того, какое лицо совершает действие. Такие ошибки свидетельствуют о неумении внимательно вчитываться в контекст и о нарушении технологии выполнения задания, которое требует предварительного прочтения всего текста с целью понимания его общего содержания.
Для вариантов, включавших тестовые вопросы, контролирующие навык употребления форм глаголов группы Perfect, типичной ошибкой было неправильное употребление Present Perfect. Наибольшее количество ошибок связано с использованием вместо Present Perfect – Present и Past Indefinite. По-видимому, это обусловлено незнанием случаев употребления соответствующих видовременных форм и недостаточной сформированностью навыков их употребления.
Некоторые ошибки обусловлены неправильным выбором формы вспомогательного глагола (has grown вместо have grown и наоборот) из-за неумения согласовать подлежащее со сказуемым.
В отношении употребления неличных форм глагола большое количество ошибок было допущено экзаменуемыми в употреблении причастий. Эти ошибки состоят в употреблении вместо необходимой формы причастия I (taking) причастия II (taken) и наоборот, а также в употреблении вместо причастия II (taken) личных форм глагола (took) или слов, образованных от опорного с помощью суффиксов (takeness), часто не существующих в языке.
Затруднения в использовании степеней сравнения прилагательных возникли только у некоторых экзаменуемых. Основной ошибкой являлось заполнение пропуска опорным словом без изменения (attentive вместо more attentive), что противоречит инструкции к выполнению задания.
Типичные словообразовательные ошибки:
- Наибольшую трудность представляет употребление суффиксов -er, -ly, -ness, -ency, -ion, -ation, -able, -ive, а также префиксов dis- и in-;
- Образование от опорных слов однокоренных слов не той части речи, которая требуется по контексту (вместо protection – protective, proteced или protectly);
- Заполнение пропуска опорным словом без изменения его;
- Употребление несуществующих слов (difficultness и scientifics вместо difficulty и scientists);
- Вместо заполнения пропуска словом с отрицательным префиксом употребление слова, образованного с помощью суффикса (honestly, honesty вместо dishonest);
- Использование не того отрицательного префикса, который употребляется с указанным корнем (unhonest, inhonest);
- Неправильное написание слов (valueable, importent).
Как избежать ошибок?
Для подготовки к лексико-грамматической части ЕГЭ по английскому языку придётся «прорешать» не один учебник английской грамматики и сборник упражнений. При обучении временам глагола обращайте больше внимания на те случаи употребления времен, когда в предложении нет наречия времени, а использование соответствующей формы глагола обусловлено контекстом.
Вы должны совершенно чётко представлять, для чего употребляется то или иное время глагола, какие действия оно обозначает, как образовывается. Чем больше тренировочных заданий по каждому времени вы выполните, тем лучше вы будете в этих временах разбираться. Выбирайте также такие упражнения, в которых сопоставляются разные возможные формы вспомогательного глагола в зависимости от подлежащего в предложении.
- Особое внимание уделяйте формам глагола to be и to have как вспомогательным глаголам, поскольку неправильное употребление их форм является типичной ошибкой в грамматических заданиях тестов.
- Разберитесь с правилами согласования времен — здесь главную роль играет практика.
- Не забывайте, что неправильное написание лексических единиц в разделе «Грамматика и лексика» приводит к тому, что экзаменуемый получает за тестовый вопрос 0. Так что все формы неправильных глаголов и много другое придётся учить наизусть!
- Неукоснительно следуйте инструкции к заданию. Если инструкция требует употребления подходящей формы опорного слова, то пропуск не может быть заполнен опорным словом без изменения или однокоренным словом.
- Внимательного читайте весь текст перед началом выполнения задания, это облегчит вам выбор необходимого языкового материала.
- Прежде чем заполнить пропуск или выбрать одно пропущенное слово из нескольких, вдумайтесь в общий смысл предложения;
- Не забывайте, что опорное слово нельзя заменять при заполнении пропуска на любое другое, даже если оно подходит по смыслу.
- Не оставляйте вопросы без ответа вообще – попробуйте в случае неуверенности в ответе вписать тот, который кажется наиболее вероятным.
- Пишите четко и аккуратно.
Материал подготовлен на основе методического письма ФИПИ «Об использовании результатов Единого государственного экзамена в преподавании иностранных языков в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования».
Все эти и многие другие материалы для подготовки к ЕГЭ и ГИА вы найдете на странице нашей официальной группы ВКонтакте. Подписывайтесь и следите за обновлениями!